Как запоминать английские слова? — часть 3

списки слов - зачем они нужны?Или английский – без деPRESSии-3

В частях 1 и 2 мы беседовали  о смешных ассоциациях и дурацких карточках, а также о карточках хороших (флэш-картах).  Теперь поговорим.… О списках слов!

Часть 3. Как учить слова с помощью списков слов, и когда эти списки только мешают.

Следующий излюбленный преподавателями и насаждаемый способ выучивания слов – сводить всю лексику в списки и их учить. Алфавитные списки, тематические, или – в худшем случае – просто списки чего попало – глаголы вперемежку с наречиями, там же фразы и предложные сочетания… с переводом или без, такие списки сами по себе по эффективности даже еще хуже карточек (те хоть можно как-то пораскладывать, погруппировать, в дурака ими поиграть – а что, поможет). Слова в списках будут ассоциироваться в основном  с местом их расположения, например – первое слово в колонке, скажем, agony, а потом идет bearable, и чтобы вспомнить bearable, придется представить себе список (визуально), увидеть первое слово – agony – тогда только всплывет bearable…  И не факт, что со своим значением вместе – скорее всего, просто само по себе. Нет в листочках со списками самого главного – не с чем ассоциировать слова, нет  ниточек, которыми они к извилинам привяжутся.

Мы вовсе не против списков слов. МЫ – ЗА их грамотное использование: на самом деле их можно превратить в весьма действенный и простой метод запоминания.

Итак – МЕТОД  СПИСКОВ.

А). Во-первых, работать со списками надо ПОСЛЕ того, как слова пройдены – на занятии, при чтении текстов, просмотре фильма… Первая встреча со словом должна произойти в КОНТЕКСТЕ ситуации, а не просто на бумаге! Предварять чтение текста списком незнакомых слов – пустая трата времени. Если ваш тичер так делает – он должен тогда эти слова тут же иллюстрировать, давать примеры – а не просто список с переводом. Ассоциации же нужны! Странно звучит задание на дом – выучите слова по теме «Спорт» – мы начнем проходить эту тему в следующий раз. Вы их не выучите, а точнее – просто забудете, и вспомните только когда увидите в контекстах занятия. Только некоторые слова запомнятся – те, что по созвучию или значению похожи на русские, международная лексика. Зачем же тратить время?
Сначала – урок, потом – список.

Б). Во-вторых, хорошо бы, чтобы эти списки составляли вы сами. Прошли тему (3-4 занятия, например) – сели, перелистали учебник и корявый-лохматый ваш конспект —  и составили список слов, в который войдут те слова и выражения по теме, что вам

  • полезны
  • сложны
  • просто понравились
  • непонятны (полезли в словарь!).

— Во-первых, так вы отберете нужное лично вам – ПЕРСОНАЛИЗИРУЕТЕ список, и он запомнится лучше, чем данный преподом.
— Во-вторых, вы проявите активность и лишний раз пропишете слова – МОТОРНАЯ память никогда не лишняя, как и АКТИВНЫЙ подход к изучению чего бы то ни было, а не пассивное разевание рта для кормежки.
— В-третьих, вы окончательно разберетесь с возможными непонятками – тихо, дома, с хорошим словариком.
Составляйте списки сами.


— В-четвертых, списки должны быть правильные.

1). Обязательно измените порядок следования слов – он не должен быть тем же, что при их изучении. Удобнее всего, вооружившись своими материалами, набирать слова одно за другим в WORD (столбиком) – в том же порядке, что и изучали – а затем готовый список  автоматически сгруппировать по алфавиту (меню Таблица – сортировка – А-Z). Иначе – вы помните – слова привязываются друг к другу, и вспомнить некоторые вы сможете, лишь вспомнив первый урок, где это слово было впервые встречено. Эти ненужные нам ассоциации надо разорвать, и создавать другие – смысловые, эмоциональные (об этом – далее, в пункте о работе со списками). Только не записывайте все существительные с артиклями и глаголы с инфинитивной частицей to – а не то сгруппируются все существительные вместе, и все глаголы. Хотя – если хотите – можно и так. Главное – перегруппировать слова.

2). Списки должны быть аккуратными и красивыми — в отличие от спешного и сумбурного конспекта – ежели он у вас такой. Аккуратные записи ОДНОЗНАЧНО улучшают запоминаемость информации, так как не содержат «шума» – помарок, грязи, неразборчивостей. Так же как в шумной общаге, заниматься по грязным записочкам – неэффективно. Графические символы, выделение разных групп слов цветом, сопровождающие перевод (если он есть) иллюстрации – очень помогут, особенно если вы визуал. О графических символах мы тоже поговорим ниже.

3). Списки надо составлять своевременно. После каждого прочитанного текста – можно, но не обязательно, а вот после месяца занятий или после большой темы – непременно. Как ни удивительно, доказано, что ОТЛОЖЕННОЕ повторение гораздо эффективнее, чем повторение через 5-10 минут после изучения, и даже через 2-3 дня. Это оттого, что отложенное повторение помогает записать слова в ДОЛГОВРЕМЕННУЮ память, а слишком раннее – работает с короткой, оперативной памятью, и потому такие слова скоро забудутся (не совсем, а просто их сложно будет вспомнить).  Только не откладывайте слишком надолго – не реже, чем раз в тему, а потом по прошествии месяца, а потом еще раз – по прохождении учебника. Иначе – эффективность тоже снизится, а сами списки будут громадными и неповоротливыми.
Итак – своевременные, аккуратные алфавитные списки.

Само по себе составление списка – уже хороший способ закрепления. А если мы с готовым списком поработаем – запомните до 90 -100% слов, причем навсегда. Работаем так:… (читать часть 4)

Получайте новые статьи в свой почтовый ящик: подпишитесь на обновления  — или положите нас в закладки!

обсудить эту статью на форуме

Реклама

3 thoughts on “Как запоминать английские слова? — часть 3

  1. Уведомление: Как запоминать английские слова-4 « ХАРМС клуб

  2. Уведомление: Как запоминать английские слова? Часть 5. « английский разговорный клуб на Войковской

  3. Уведомление: Как запоминать английские слова? – 6 | английский разговорный клуб на Войковской

Have a say!

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s